Коллективный договор
государственного учреждения образования «Левашовская базовая школа Речицкого района»
на 2022-2025 годы
РАЗДЕЛ I. «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ»
1. Настоящий коллективный договор (далее – Договор) заключен между работниками государственного учреждения образования «Левашовский детский сад – базовая школа Речицкого района» (далее – Учреждение образования) от имени которых выступает первичная профсоюзная организация государственного учреждения образования «Левашовский детский сад – базовая школа Речицкого района» Белорусского профессионального союза работников образования и науки (далее – Профком), в лице председателя Профкома Поливач Натальи Алексеевны, и государственное учреждение образования «Левашовский детский сад – базовая школа Речицкого района» (далее – Наниматель), в лице уполномоченного должностного лица Нанимателя Пищика Андрея Ивановича (далее – Стороны).
2. Договор заключается всоответствии с Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от15июля 1995 г. №278«О развитии социального партнерства вРеспублике Беларусь», другими законодательными актами Республики Беларусь, Генеральным соглашением между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019-2024 годы, Соглашением между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2019-2025 годы, Соглашением между главным управлением образования Гомельского облисполкома и Гомельской областной организацией Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2022-2025 годы, Соглашением между отделом образования Речицкого районного исполнительного комитета и Речицкой районной организацией Белорусскогопрофессионального союза работников образования и науки на 2022-2025 годы (далее – Соглашение).
3. Договор является нормативным актом, определяет основные направления регулирования социально-трудовых отношений, устанавливает общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики на 2022-2025 годы.
Целью Договора является обеспечение устойчивого социально-экономического положения организации и надлежащего уровня оплаты труда работников, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование, полной и эффективной занятости работников, здоровых и безопасных условий труда, других условий, вытекающих из трудовых отношений.
4. Действие Договора распространяется на нанимателя и работников – членов Профсоюза, от имени которых онзаключался.
Положения Договора о рабочем времени и времени отдыха, регулировании внутреннего трудового распорядка, нормах труда, формах, системах, размерах оплаты труда, сроках выплаты, охране труда, гарантиях и компенсациях, предоставляемых в соответствии с законодательством, применяются в отношении всех работников Учреждения образования.
Действие иных положений Договора, улучшающих положение работников в сравнении с действующим законодательством, применяется только в отношении членов Профсоюза.
Работники Учреждения образования, не являющиеся членами Профсоюза, не вправе претендовать на гарантии и льготы, защиту трудовых прав и законных интересов, предоставляемых профсоюзом.
5. Наниматель признаёт Профком полномочным представителем работников Учреждения образования в коллективных переговорах по заключению, изменению и (или) дополнению, выполнению Договора.
6. Договор служит основой для коллективных переговоров и является источником регулирования трудовых и связанных с ними отношений.
Нормы и гарантии Соглашения являются обязательными минимальными для Договора и не могут быть снижены. Договор может включать дополнительные, более высокие, но не ниже установленных Соглашением социальные нормы и гарантии, в том числе за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности Учреждения образования (далее — внебюджетные средства), спонсоров и других источников, не запрещенных законодательством.
Установленные законодательством, Соглашением полномочия профсоюзных органов не могут быть уменьшены в локальных правовых актах. Делегирование полномочий профсоюзных органов является прерогативой соответствующих вышестоящих профсоюзных органов.
Положения Договора, ухудшающие правовое и социально-экономическое положение работников по сравнению с законодательством, Соглашением, являются недействительными и подлежат исключению или приведению в соответствие с законодательством, Соглашением в месячный срок со дня установления несоответствия.
7. В течение срока действия Договора Стороны вправе вносить
в него дополнения и изменения на основе взаимной договоренности.
Письменное требование одной из сторон о проведении переговоров по внесению изменений и (или) дополнений в Договор рассматривается другой стороной в двухнедельный срок.
8. Договор подписывается представителями сторон после одобрения его на собрании первичной профсоюзной организации Учреждения образования.
Принятые изменения и (или) дополнения в Договор оформляются приложением к нему и являются его неотъемлемой частью.
9. Все спорные вопросы по толкованию и реализации настоящего Договора решаются Сторонами.
Разногласия сторон рассматриваются на совместном заседании Профкома и представителей Нанимателя.
Стороны обязуются принимать необходимые меры для разрешения конфликтных ситуаций путем переговоров на основе взаимного уважения. В случае возникновения коллективного трудового спора предъявление требований осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
10. Требования о проведении переговоров по заключению Договора на следующий период направляются одной из сторон не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия Договора.
При заключении Договора срок ведения коллективных переговоров не может превышать одного месяца.
11. Договор вступает в силу со дня его подписания и действует до заключения нового Договора, но не более трех лет.
С согласия сторон действие Договора может продлеваться на срок не более трех лет и не более одного раза. Продление срока действия Договора оформляется дополнительным соглашением к нему.
12. Проведение переговоров по заключению Договора, внесение изменений и (или) дополнений в них не должно превышать двух месяцев со дня опубликования Соглашения или изменений и (или) дополнений к нему.
13. Стороны не вправе в течение срока действия Договора в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
В случае реорганизации Сторон их права и обязанности сохраняются до завершения процесса реорганизации, если иное не установлено законодательством.
В случае переименования Сторон Договор продолжает действовать.
При ликвидации Сторон Договор сохраняет свое действие в течение всего времени ликвидации.
За уклонение от участия в переговорах, нарушение или невыполнение обязательств, принятых в соответствии с Договором, нарушение законодательства о труде Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством.
14. Контроль за выполнением Договора осуществляется Сторонами в лице их представителей.
По предложению одной из Сторон отчеты о выполнении Договора рассматриваются на собрании первичной профсоюзной организации Учреждения образования.
15. Наниматель представляет Договор для регистрации в Управление по труду, занятости и социальной защите Речицкого районного исполнительного комитета в месячный срок после подписания его Сторонами.
Договор считается вступившим в силу со дня подписания (31.05.2022, № 11/1) и является действительным независимо от факта его регистрации.
16. Стороны согласились регулярно освещать в средствах массовой информации, на сайте Учреждения образования промежуточные и итоговые результаты выполнения Договора.
РАЗДЕЛ II. «ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И ОПЛАТА ТРУДА»
17. Наниматель обязуется:
17.1. Доводить до сведения работников нормативные правовые акты по вопросам организации и оплаты труда в течение 2 дней с момента получения информации. Разъяснять их содержание, права и обязанности работников.
17.2. Способствовать созданию условий педагогическим работникам для осуществления методической работы и совершенствования научно-методического обеспечения преподавания учебных предметов (учебных дисциплин) и образовательного процесса в целом.
17.3. Осуществлять контроль за проведением аттестации педагогических работников в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утв. Постановлением Министерства Республики от 22.08.2021 №101 с внесенными изменениями и дополнениями.
18. Профком обязуется:
18.1. Принимать участие в разработке проектов документов, касающихся условий, организации, нормирования и оплаты труда.
18.2. Оперативно доводить до сведения работников учреждения образования документы, разъяснения, инструктивные письма.
18.3. По мере необходимости давать разъяснения по актуальным вопросам оплаты, нормирования и условий оплаты труда идоводить их в письменном виде до работников учреждения образования.
19. Стороны пришли к соглашению:
19.1. Все вопросы нормирования, оплаты труда, а также премирования, установления надбавок стимулирующего характера, (далее – материальное стимулирование труда) и оказания материальной помощи решаются нанимателем (уполномоченным должностным лицом нанимателя) по согласованию с Профкомом.
Согласование оформляется в соответствии с требованиями Постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 19января 2009г. №4«Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях».
19.2. Порядок, показатели, условия и размеры премирования, установления надбавок стимулирующего характера,надбавки за характер труда, оказания материальнойпомощи, единовременной выплаты на оздоровление работникамУчреждения образования устанавливаются Договором,его соответствующими положениями№№ 1-5.Они разрабатываются непосредственно в Учреждении образования, утверждаются руководителем по согласованию с Профкомом после их одобрения на профсоюзном собрании и являются неотъемлемой частью Договора.
Для обеспечения гласности и объективности в вопросах распределения средств материального стимулирования труда и средств на оказание материальной помощи в Учреждении образования создается комиссия по данным вопросам (комиссия по материальному стимулированию труда) с обязательным включением в ее состав представителей Профкома, администрации, педагогических работников, обслуживающего персонала. Заседания комиссии оформляются протоколами с указанием даты заседания, номера заседания, порядка финансового распределения. Заверяется протокол подписями членов комиссии.
При распределении надбавки, премии учитывается осуществление учителями классного руководства, руководства методическим объединением, наставничества, организационно-воспитательной работы и т.д. в порядке и на условиях, определяемых соответствующими Положениями Договора .
Выплаты из средств материального стимулирования труда и средств на оказание материальной помощи, единовременные выплаты на оздоровление осуществляются на основании приказов нанимателя, согласованных с Профкомом.
Установить, что из фонда материальной помощи оказывается финансовая поддержка иногородним педагогическим работникам, которые вынуждены добираться к месту работы общественным транспортом.
19.3. Лишение работника (снижение работнику) базовой премии, изменение размера повышения тарифной ставки в соответствии с пп. 2.5. пункта 2 Декрета № 29 может быть осуществлено только после предварительного согласования с Профкомом.
19.4. Материальная помощь руководителю оказывается на основании Приложения № 4«Положение о порядке оказания материальной помощи работникам ГУО «Левашовский детский сад – базовая школа Речицкого района»».
Руководителю (заместителю) Учреждения образования, имеющим педагогическую нагрузку, устанавливается премия за эту работу в размерах и на условияхПриложения № 1 «Положение о премировании работников ГУО «Левашовский детский сад – базовая школа Речицкого района».
В случае, если на работника возложена обязанность по замене отсутствующего руководителя (за исключением штатного заместителя), то ему (работнику) устанавливается доплата в размере до 100 % оклада замещаемого руководителя.
Размер доплаты устанавливает наниматель. Приказ о поощрении за указанный период также подлежит согласованию с Профкомом.
19.5. Надбавка за классное руководство устанавливается учителям, выполняющим функции классного руководителя, при реализации содержания образовательных программ общего среднего, специального образования на уровне общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью при реализации содержания образовательных программ среднего специального образования, в размере 100 процентов базовой ставки. Указанная надбавка устанавливается на учебный год приказом руководителя Учреждения образования.
19.6. Дополнительное премирование работниковза счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности в части сумм превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении Учреждения образования, осуществляется в соответствии с положениями Договора по согласованию с Профкомом.
19.7. Неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда (за исключением единовременной выплаты на оздоровление, материальной помощи) рассчитываются ежемесячно с нарастающим итогом с начала года. Информация о наличии и размере неиспользованных средств ежемесячно доводится до сведения руководителя Учреждения образования и Профкома информационной запиской свободной формы за подписью главного бухгалтера или руководителя планово-экономического отдела бухгалтерской службы.
Неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, направляются только на премирование работников в соответствии с Положением о премировании Учреждения образования.
19.8. Распределение объема педагогической нагрузки (включая часы педагогической деятельности в части реализации содержания образовательных программ, организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся) педагогическим работникам производится руководителем Учреждения образования по согласованию с Профкомом.
Наниматель Учрежденияобразования осуществляет учет, контроль и несет ответственность за выполнение ее (педнагрузки) каждым педагогическим работником в полном объеме.
Предварительное распределение объема педагогической нагрузки на предстоящий учебный год осуществляется и доводится до сведения работников до начала трудовых отпусков в летний период.
Нагрузка менее чем на ставку устанавливается с письменного согласия работника, кроме случаев, когда работник по трудовому договору (контракту) принят на условиях неполного рабочего времени.
Режим рабочего времени педагогических работников, которым определяется объем педагогической нагрузки на ставку, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка и Договором с учетом семейного положения этих работников, состояния их здоровья и т.д.
Расписание учебных занятий формируется в соответствии с законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, Договором и согласовывается с Профкомом.
19.9. Установить, что в каникулярный период рабочее время педагогических работников определяется в пределах времени преподавательской работы, организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся.
19.10. Правила внутреннего трудового распорядка, должностные (рабочие) инструкции, графики работ (сменности), графики отпусков и изменения к ним, расписания учебных занятий, другие локальные правовые акты согласовываются с Профкомомв порядке, установленном Приложением № 5Договора «Порядок взаимодействия нанимателя с профсоюзным комитетом (профсоюзом)».
19.11. За время вынужденного простоя не по вине работника (отмена учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим показаниям и другие обстоятельства) оплата производится в размере 100 % установленного ему оклада, надбавки за работу по контракту, надбавки за стаж работы в бюджетных организациях, надбавки за специфику работы в сфере образования, надбавки за работу в сельской местности. В случае выполнения работниками в этот период другой работы в соответствии с их функциональными обязанностями оплата труда производится им в полном объеме.
19.12. Руководитель Учреждения образования устанавливает работникам дополнительные меры стимулирования труда (надбавку к окладу и предоставление дополнительного поощрительного отпуска) при заключении контрактов.
Руководитель Учреждения образования может устанавливать иные гарантии работникам из числа выпускников учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, получившим профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование с учетом объема и качества выполняемых работ, проявленной инициативы в первые три года работы.
Руководителю Учреждения образования дополнительные меры стимулирования труда (надбавку к окладу и предоставление дополнительного поощрительного отпуска) при заключении контракта, иные гарантии устанавливаются начальником Отдела образования по согласованию с президиумом районного комитета Профсоюза.
19.13. Устанавливать надбавку за высокие достижения в трудеи (или) премиюв размере 10 % ставки (оклада) молодым специалистам, специалистам с высшим и средним специальным образованием, получившим его на условиях оплаты, завершившим обучение с отличием, а так же получившим академическую степень магистрадобросовестно исполняющим свои должностные обязанности, с учетом объема и качества выполняемых работ, проявленной инициативы1 раз в полугодие.
Устанавливать премию в размере не менее 10% оклада молодым специалистам, специалистам с высшим и средним специальным образованием, получившим его на условиях оплаты, добросовестно исполняющим свои должностные обязанности, с учетом объема и качества выполняемых работ, проявленной инициативы 1 раз в месяц.
19.14. Определить в Положении об оказании материальной помощи:
19.14.1. компенсационные денежные выплаты за съем арендного жилья для иногородних молодых специалистов;
19.14.2. оказывать материальную помощь молодому специалисту в связи с тяжелым материальным положением на основании подтверждающих документов (например, акт обследования жилищных условий);
19.14.3. оказывать материальную помощь молодому специалисту на первичное обустройство жилья.
19.15. Использовать внебюджетные средства от приносящей доходы деятельности в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении Учреждения образования, на осуществление дополнительных выплат стимулирующего характера, оказание материальной помощи молодым специалистам по согласованию с Профкомом.
19.16. Оказывать единовременную материальную помощь молодым специалистам, обучавшимся на условиях целевой подготовки, при условии продолжения работы в Учреждении образования после отработки обязательного срока работы и заключения нового контракта сроком не менее чем на три года.
19.17. Суммы, не выплаченные работнику за прошлые периоды и взысканные в соответствии с законодательством, выплачиваются работнику с учетом их индексации в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учётом инфляции».
19.18. Производить выплату заработной платы 2 раза в месяц:
24 числа – за первую половину текущего месяца и 11числа – окончательный расчет за предыдущий месяц.
Окончательный расчет за отработанный месяц производить не позднее двух недель следующего месяца. Заработная плата, выплаченная с задержками более одного месяца, индексируется в соответствии с законодательством.
Заработная плата, излишне выплаченная работнику нанимателем, в том числе при неправильном применении закона, не может быть взыскана за исключением случаев счетной ошибки.
Выдавать работникам расчетные листки не позднее, чем за 2 (два) дня до срока выплаты заработной платы.
При совпадении срока выплаты зарплаты с выходными и праздничными днями зарплату выплачивать накануне.
19.19. Выплату среднего заработка за время трудового отпуска производить не позднее, чем за два дня до начала отпуска.
В случае невыплаты работнику в установленный срок заработной платы за время трудового отпуска он имеет право продолжить работу (перенести отпуск), письменно уведомив об этом нанимателя.
19.20. При введении новых условий оплаты труда, невозможности своевременного исчисления заработной платы в новых размерах, проводится повышенное авансирование работников по согласованию с соответствующими финансовыми органами с последующим перерасчетом заработной платы.
19.21. Привлечение отдельных работников к работе в государственные праздники, выходные и праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных законодательством, а также в случаях:
- организации праздничных районных мероприятий:
-организации и участия в олимпиадном движении.
Привлечение к работе в государственные праздники, выходные и праздничные дни допускается с согласия работника (за исключением случаев, предусмотренных статьей 143 Трудового кодекса) с оформлением приказа руководителя Учреждения образования, в котором указываются основания привлечения к этой работе, сроки, условия оплаты и (или) предоставления другого неоплачиваемого дня отдыха в соответствии со статьей 69 Трудового кодекса.
19.22. За нарушение без уважительных причин сроков выплаты заработной платы, установленныхДоговором, уполномоченные должностныелица нанимателя несут ответственность в соответствии сзаконодательством.
Персональная ответственность руководителя учреждения образования за несвоевременность выплаты заработной платы работникам предусматривается в трудовом договоре (контракте), заключаемом с ним отделом образования Речицкого райисполкома.
19.23. В целях обеспечения в Учреждении образования своевременной и в полном объеме замены воспитателей дошкольного образования, воспитателей (далее – воспитатели) в период их временного отсутствия (временная нетрудоспособность, трудовой отпуск, повышение квалификации и другое) педагогические работники могут привлекаться к сверхурочной работе с оплатой в соответствии с законодательством.
На период отсутствия учителей по причине командировки, болезни, направления на повышение квалификации, совмещающих работу с обучением, находящихся в трудовых отпусках в течение учебного года и в других случаях, предусмотренных законодательством, производится их замена. Оплата часов замены производится за фактически проведенные часы на основании приказа руководителя Учреждения образования.
Наниматель обязан издать приказ о привлечении работника к замене, ознакомить его с данным приказом под роспись. Оплата часов замены производится за фактически отработанное время на основании приказа руководителя Учреждения образования.
19.24. В соответствии с пунктом 9.9. Инструкции о порядке расчета планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций сферы образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2021 № 149) включать в бюджетную смету средства для оплаты замены временно отсутствующих работников, на период отсутствия которых требуется выполнение их обязанностей в случаях:
19.24.1. предоставления свободного от работы дня в неделю матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо троих и более детей в возрасте до 16 лет;
19.24.2. трудового отпуска;
19.24.3. отпуска для участия в учебно-экзаменационных сессиях и сдачи экзаменов в учреждениях образования (учебный отпуск);
19.24.4. прохождения периодических, внеочередных медицинских осмотров (согласно графику нанимателя);
19.24.5. явки по вызову (повестке) в органы дознания, предварительного следствия, в прокуратуру, в суд – по факту;
19.24.6. повышения квалификации (переподготовки);
19.24.7. сопровождения учащихся (воспитанников) к месту оздоровления и (или) в местах оздоровления;
19.24.8. рабочей командировке по приказу нанимателя.
Перечень должностей и профессий работников, во время отсутствия которых требуется выполнение их обязанностей, определен в приложении
№ 7 Договора.
19.25. При привлечении педагогических работников для работы в местах оздоровления детей с круглосуточным пребыванием в период, не совпадающий с их трудовым отпуском, за ними сохраняется ихпрежний средний заработок.
Работникам, осуществляющим сопровождение детей на оздоровление, предусматривать материальное поощрение через премирование в размерах –70%.
19.26. Наниматели и Профком постоянно анализируют уровень оплаты труда низкооплачиваемых категорий работников для своевременного принятия соответствующих мер.
19.27. Деятельность педагогических работников, которым определяется объем педагогической нагрузки за ставку, в шестой школьный день планируется в соответствии с планами (с учетом необходимости проведения) воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, расписаниями работы объединений по интересам, спортивных секций, спортивных залов, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, консультаций, приказами руководителя Учреждения образования.
19.28. Руководителю Учреждения образования:
19.28.1 способствовать созданию условий педагогическим работникам для осуществления методической работы и совершенствования научно-методического обеспечения преподавания учебных предметов (учебных дисциплин) и образовательного процесса в целом.
19.28.2. оказать материальную помощь лицам, с которыми не планируется продолжение трудовых отношений при оптимизации сети Учреждений образования, численности или штата работников и отсутствии оснований для выплаты выходного пособия в размерах, установленных Договором, Положением об оказании материальной помощиработникам ГУО «Левашовский детский сад – базовая школа Речицкого района».
19.28.3. пользоваться правом руководителя (заместителя) на выполнение в рабочее время оплачиваемой педагогической деятельности в части реализации образовательных программ по месту основной работы только после обеспечения педагогических работников Учреждения образования объемом педагогической нагрузки в соответствии с условиями, на которых они приняты на работу;
19.28.4. предусмотреть дополнительные меры поощрения педагогов за наставничество через установление надбавки за высокие достижения в труде.
19.29. После отпуска по беременности и родам,отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет наниматель обязан предоставить работнику прежнюю педагогическую нагрузку по предмету и в объеме часов не менее, чем до его ухода в указанные социальные отпуска.
19.30. Часы организационно-воспитательной работы в виде классного руководства поручаются работникам, имеющим статус молодого специалиста только с их согласия.
19.31. Определить режим работы Учреждения:
шестидневная рабочая неделя с выходным днем воскресеньем;
с установлением суммированного учета рабочего времени с учетным периодом квартал при сменном режиме работы для сторожа;
установление продолжительности смены свыше 12 часов, но не более 24 часов для сторожа;
разделение рабочего дня на части с перерывом в работе свыше 2 часов, включая перерыв для отдыха и питания для уборщика помещений, уборщика территории.
Установить перерыв на обед без отрыва от производства сторожу, воспитателю, вахтеру.
РАЗДЕЛ III «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА»
20. Наниматель обязуется:
20.1. Утверждать локальные правовые акты (правила внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР), графики работ (сменности) и трудовых отпусков работников, расписание учебных занятий, должностные (рабочие) инструкции работников, приказы о материальном стимулировании работников (об установлении надбавок, распределении неиспользованных средств по фонду заработной платы, о выделении материальной помощи и другие) по согласованию с профсоюзным комитетом.
20.2. Приглашать председателя Профкома на все совещания, проводимые Нанимателем.
20.3. Своевременно информировать коллектив работников об изменениях в законодательстве Республики Беларусь, касающихся вопросов условий организации, нормирования, охраны и оплаты труда, социально-экономического положения работников отрасли.
20.4. Направлять Профкому проекты локальных правовых актов, иных документов, регулирующих жизнь работников, социально-экономические и трудовые отношения для согласования.
20.5. При решении затрагивающих интересы работников вопросов привлекать делегированных Профкомом представителей к разработке проектов соответствующих решений, согласовывать их с Профкомом, принятие решений осуществлять с согласия Профкома и (или) на основании его представлений.
Предусматривать данный порядок другими локальными правовыми актами.
20.6. Включать делегированных Профкомом представителей в составы создаваемых комиссий, деятельность которых затрагивает права и законные интересы работников.
21. Профком обязуется:
21.1. Оказывать помощь нанимателю в обучении работников по вопросам законодательства о труде, профессиональных союзах, об охране труда, о социальном партнерстве, разработке локальных правовых актов.
Принимать участие в совещаниях и семинарах, проводимых Нанимателем, консультировать по соответствующим вопросам законодательства Республики Беларусь.
21.2.Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, об охране труда.
Участвовать в проведении комплексных проверок по соблюдению законодательства о труде, об охране труда.
21.3. Осуществлять защиту прав и законных интересов членов Профсоюза, консультировать их по вопросам законодательства о труде, давать мотивированные ответы на жалобы, заявления, рассматривать предложения.
В соответствии с законодательством по просьбе членов профсоюза обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту их трудовых и социально-экономических прав, представлять в суде их интересы.
21.4. Обеспечивать доступ работников к полной и достоверной информации о работе Профкома.
21.5.Проекты документов, которые утверждаются по согласованию с Профкомом, рассматривать на заседаниях Профкома после их представления Нанимателем.
22. Стороны пришли к соглашению:
22.1. Локальные нормативные правовые акты по вопросам оплаты, нормирования и охраны труда, трудовых правоотношений и другим вопросам, касающимся трудовых, социально-экономических прав работников Учреждений образования, принимаются нанимателем или уполномоченным должностным лицом по согласованию с Профкомом в соответствии с Договором, Приложением № 6 «Порядок взаимодействия нанимателя с профсоюзным комитетом».
22.2.Предоставлять возможность участия в семинарах, совещаниях, проводимых одной из сторон по вопросам, касающихся трудовых, социально-экономических прав и профессиональных интересов работников Учреждения образования.
22.3. Не реже одного раза в год проводить совместные мониторинги практики применения и соблюдения законодательства о труде, об оплате и охране труда, в том числе аттестации педагогических работников с последующим рассмотрением итогов на совместных заседанияхнанимателя и Профкома.
Установить, что наниматели осуществляют беспрепятственный допуск представителей Профсоюза для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, об охране труда, Закона о профсоюзах,за выполнением коллективного договора в форме мероприятий по наблюдению, анализу, мониторингу, в иных формах, не связанных с проведением проверок, и для расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством.
22.4. Наниматель имеет право в порядке, предусмотренном статьей 32 Трудового кодекса, в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же квалификации, должности служащего (профессии рабочего), определенным в трудовом договоре (контракте), по согласованию с комитетом Профсоюза.
Изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение объёма педагогической работы педагогическим работникам, которым установлены нормы часов педагогической нагрузки за ставку, разряда, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, а также других условий, устанавливаемых всоответствии с Трудовым кодексом.
Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменного не позднее чем за один месяц.
Предупреждать за один месяц педагогических работников, подлежащих аттестации согласно Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования) о возможном изменении существенных условий труда в случае не подтверждения имеющейся категории по итогам аттестации.
Индивидуальные споры по установлению и изменению существенных условий труда разрешаются Профкомом, комиссией по трудовым спорам.
22.5. Комиссия по трудовым спорам (ст. 235 Трудового кодекса) ежегодно образуется из равного числа представителей профсоюза и Нанимателя сроком на один год.
22.6. Работник имеет право на получение от нанимателя информации, касающейся трудовых и связанных с ними отношений, в том числе на получение по письменному заявлению документов о его работе, заработной плате, предусмотренных законодательством, и в установленные им сроки.
22.7. Наниматели создают условия для совмещения работы с обучением работникам, получающим общее среднее образование, специальное на уровне общего среднего образования, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование, а также для прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки и переподготовки. При установлении более высокой квалификации (разряда, класса, категории и др.) по должности служащего (профессии рабочего), продвижении по работе учитывается получение работником образования, наличие ученой степени, ученого звания.
Направление для получения образования оформляется приказом нанимателя, а в случае направления на обучение за счет средств нанимателя – также соответствующим договором в сфере образования.
Работникам, получающим среднее специальное, высшее образование в вечерней или заочной форме получения образования, при отсутствии направления нанимателя предоставлять по их желанию гарантии, предусмотренные статьей 215 Трудового кодекса, а также отпуска в связи с получениемобразования без сохранения заработной платы продолжительностью, предусмотренной статьей 216 Трудового кодекса.
22.8. Предоставлять трудовой отпуск по желанию работника в летнее или другое удобное для него время в соответствии с законодательством о труде, а также в других случаях, предусмотренных коллективным или трудовым договором.
22.9. При наличии у работника путевки на санаторно-курортное лечение, при необходимости сопровождать ребенка на стационарное лечение в лечебные учреждения в течение учебного года в период, не совпадающий с трудовым отпуском, предоставлять ему трудовой отпуск, а в случае его использования — отпуск без сохранения заработной платы.
22.10. Наниматель не вправе принудить работника без его согласия к уходу в отпуск без сохранения заработной платы.
22.11. По письменной просьбе работника, с предоставлением подтверждающих документов и на условии включения данного периода в рабочий год,наниматель предоставляет ему социальный отпуск без сохранения заработной платы:
22.11.1. при рождении внуков – 1 день;
22.11.2. юбилейная дата (40, 50, 55, 60 и т.д.) – 1 день;
22.11.3. первый учебный день детей или внуков – 1 день;
22.11.4. отцу при рождении ребенка - 3 дня;
22.11.5. смерти родственника без учета дороги (муж или жена, родители, родители мужа или жены, дети, братья, сестры, племянники) - 3 дня;
22.11.6. бракосочетание самого работника, его детей, внуков- 3 дня;
22.11.7. для участия в учебно-экзаменационных сессиях и сдачи экзаменов в учреждениях образования – на срок экзаменационной сессии (экзаменов);
22.11.8. для работы над диссертацией, подготовкой методических пособий и учебников – до 90 дней;
22.11.9. в связи с необходимостью прохождения лечения в лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях на основании договора (путевки) – на срок лечения;
22.11.10. в связи с необходимостью ухода за больным членом семьи или сопровождения его на лечение (отец, мать, дочь, сын, супруг (супруга), родной брат, родная сестра) – до 90 дней;
22.11.11. по окончании отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет- до 90 дней;
22.11.12. резервистам в случае прохождения военной службы в резерве- до 90 дней;
22.11.13. в связи с курсовой подготовкой (переподготовкой)- до 90 дней;
22.11.14.последний звонок для детей работников Учреждения – 1 день;
22.11.15. для совместителей в каникулярный период – до 90 дней.
22.12. По письменной просьбе работника и по согласованию сторон может быть предоставлен социальный неоплачиваемый отпуск по другим семейно-бытовым причинам продолжительностью до 30 дней в соответствии со ст. 190 Трудового кодекса Республики Беларусь.
22.13. По письменной просьбе учителя учреждения образования, реализующего программы общего среднего образования, по истечении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в период летних каникул нанимателем может быть предоставлен ему отпуск по семейно-бытовым причинам продолжительностью 90 календарных дней, но не позднее начала нового учебного года (1 сентября).
22.14. Беременным женщинам по их желанию предоставляетсяодин трудовой отпуск в полном объеме независимо от периода работы перед отпуском по беременности и родам и (или) после него, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с учетом требования статьи 167 Трудового кодекса Республики Беларусь.
22.15. Матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну, (попечителю) воспитывающей (воспитывающему) двоих и более детей в возрасте до шестнадцати лет, на которых не распространяется действие постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июня 2014 г. № 34«О порядке и условиях предоставления дополнительных свободных от работы дней»,по ее (его) заявлению предоставляется один дополнительный свободный от работы день.
22.16.При формировании делегаций, выезжающих на международные конференции, совещания по вопросам социального статуса педагогических кадров, совершенствования их профессионального мастерства, включать в их состав представителей другой Стороны.
22.17. Наниматель может с согласия работника при наличии следующих обстоятельств:выполнение срочной работы, отозвать работника из трудового отпуска.
Неиспользованная в связи с этим часть отпуска по договоренности между работником и нанимателем предоставляется в течение текущего рабочего года или по желанию работника присоединяется к отпуску за следующий рабочий год.
22.18.Нанимательна основанииДоговора, Приложения № 8 утверждает «Примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности».
22.19. Порядок и условия установления ненормированного рабочего дня и продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день в Учреждении образования определеются приказом нанимателя по согласованию с Профкомомна основании Договора, Приложения № 9«Перечень категорий работников, которым могут предоставляться дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день»и в соответствии с ним трудовым договором (контрактом).
Продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день устанавливается с учетом необходимости выполнения конкретным работником трудовых обязанностей сверх нормы рабочего времни, а также напряженнности и сложности его труда.
22.20. По уважительным причинам (по семейным обстоятельствам, в связи с болезнью близких родственников и др.) по договоренности между нанимателем и работником трудовой отпуск может быть разделен более чем на две части. При этом одна часть трудового отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
По согласованию с нанимателем часть трудового отпуска может быть предоставлена педагогическому работнику в период каникул в Учреждении образования.
22.21. Очередность предоставления трудовых отпусков определяется графиком отпусков, который утверждается нанимателем и согласовывается с Профкомом до 5 января, педагогическим работникам до 1 апреля.
22.22. При наличии у работника права на получение отпуска за отработанный период и при желании работника использовать его с последующим увольнением – удовлетворять желание работника и давать право на использование отпуска с последующим увольнением.
РАЗДЕЛ IV. «ГАРАНТИИ ЗАНЯТОСТИ»
23. Наниматель обязуется:
23.1. Не допускать необоснованного сокращения рабочих мест, а в случае высвобождения педагогических работников, принимать меры по организации их переподготовки, созданию новых рабочих мест.
Поощрять работников, которые самостоятельно осуществляют подготовку, переподготовку и повышают свою квалификацию по профессиям (должностям), востребованным в Учреждении образования.
23.2. Сокращение классов, групп в течение учебного года допускается только после предварительного согласования с Профкомом.
23.3. Уведомлять Профком не позднее, чем за три месяца о ликвидации, реорганизации, смене собственника учреждения, реорганизации структурных подразделений, о полной или частичной приостановке работы, если это влечет сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда. Реализацию этих мер осуществлять только после проведения переговоров с Профкомом и выработки согласованной программы по соблюдению прав и законных интересов работников.
При проведении ликвидации или реорганизации проводить переговоры с Профкомом в целях выработки согласованной программы мер по соблюдению прав и законных интересов работников.
24. Профком обязуется:
24.1. Осуществлять контроль за выполнением законодательства о занятости, предоставлением высвобождаемым работникам гарантий и компенсаций.
24.2. Не снимать с профсоюзного учета работников, высвобождаемых в связи с сокращением численности или штата работников, вплоть до их трудоустройства (но не более одного года).
25. Стороны пришли к соглашению:
25.1. Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя по пунктам 1 (кроме ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности), 4, 6, абзацам второму, четвертому пункта 7 статьи 42 Трудового кодекса, а также по пункту 3 статьи 47 Трудового кодекса производится с предварительного согласияПрофкома.
Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя по пунктам 1 (кроме сокращения численности или штата работников), 5, абзацам пятому, девятому пункта 7, пунктам 8-11 статьи 42 Трудового кодекса производится после предварительного, но не позднее чем за две недели уведомления Профкома.
25.2. При сокращении численности или штата работников предпочтение в оставлении на работе в случае равной производительности труда и квалификации отдается (помимо категорий, указанных в статье 45 Трудового кодекса и других законодательных актах Республики Беларусь) в порядке перечисления работникам:
25.2.1.разведеннымженщинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей;
25.2.2.являющимся единственными кормильцами в семье при наличии двух и более иждивенцев;
25.2.3. имеющим длительный непрерывный стаж работы в Учреждении образования сроком не менее 10 лет и более высокую квалификационную категорию;
25.2.4.получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание на производстве;
25.2.5.избранным в состав профсоюзных органов;
25.2.6.членам комиссий по трудовым спорам;
25.2.7.предпенсионного возраста (за 5 лет до наступления возраста, дающего право на назначение пенсии по возрасту);
25.2.8.работникам, совмещающим работу с обучением по востребованным в Учреждении образования специальностям;
25.2.9.отцам, воспитывающим детей без матери;
25.2.10.родителям, воспитывающим детей-инвалидов;
25.2.11.опекунам, попечителям, на иждивении которых находятся несовершеннолетние дети.
25.3. Сокращение классов, групп в течение учебного года, перевод учреждений дошкольного образования на режим работы, влекущий ухудшение условий трудового договора (контракта), сокращение рабочих мест, допускается только после предварительного согласования с Профкомом.
25.4. В период срока предупреждения работника о предстоящем высвобождении в связи с сокращением численности или штата работников предоставлятьпо его письменному заявлению социальный отпуск (один день в неделю) без сохранения заработной платы для самостоятельного поиска работы.
Принимать меры к трудоустройству работников, подлежащих увольнению в связи с сокращением численности или штата, ликвидации, реорганизации, прекращения деятельности Учреждения образования, содействовать их переобучению.
25.5. Предоставлять преимущественное право работникам, уволенным по сокращению штатов, возвращаться в Учреждение образования при появлении вакансий.
25.6. Заключение контрактов с работниками, работающими по трудовому договору на неопределенный срок, осуществляется в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами при наличии финансовой возможности, обеспечивающей выполнение условий контракта.
Работник должен быть письменно предупрежден об изменении существенных условий труда (заключение контракта) не позднее чем за один месяц до заключения контракта. В день предупреждения работнику в письменном виде вручается проект контракта.
25.7. Не заключать контракты с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет (детей-инвалидов до 18 лет), трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, если они не дали согласия на заключение таких контрактов.
25.8. Не расторгать контракт по истечению его срока действия с работником, добросовестно исполняющим должностные обязанности, если его супруга (супруг) находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.
25.9. В случае истечения срока контракта в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет наниматель обязан с согласия работника продлить срок действия контракта в пределах максимального срока либо заключить новый контракт на период беременности и до окончания указанных отпусков.
25.10. Заключение новых контрактов, их продление впределах максимального срока действия с работниками, находящимися в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если они приступили к работе до и после достижения ребенком возраста трех лет, осуществляется с согласия работника на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет.
25.11.Продлевать, заключать контракты с работниками добросовестно работающими, не допускающими нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, и не имеющими дисциплинарных взысканий в течение года, предшествовавшего дате окончания контракта, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более пяти лет, с их согласия, не менее чем до достижения указанного возраста с обязательным включением в контракты дополнительных мер стимулирования труда в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 части первой статьи 261<sup>2</sup> Трудового кодекса.
25.12. Заключение контрактов с работниками - членами Профсоюза Учрежденияобразования производится при участии представителя Профсоюза.
25.13.С работниками добросовестно работающими, не допускающими нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, и не имеющими дисциплинарных взысканий в течение года, предшествовавшего дате окончания контракта, имеющими высокий профессиональный уровень и квалификацию и (или) имеющими продолжительный стаж работы по специальности (в отрасли), продолжительность 5 лет, с их согласия:
заключать новые контракты на срок не менее трех лет либо на максимальный срок действия контракта с обязательным включением в контракты дополнительных мер стимулирования труда в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 части первой статьи 261<sup>2 </sup>Трудового кодекса;
продлевать контракты на срок до истечения максимального срока действия контракта с обязательным включением в контракты дополнительных мер стимулирования труда в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 части первой статьи 261<sup>2</sup> Трудового кодекса.
На меньший срок контракт продлевать (заключать новый) только с письменного согласия работника.
25.14. Заключать новые контракты с одинокими родителями, не состоящими в браке, опекунами, попечителями, воспитывающими несовершеннолетних детей, находящихся на их иждивении, добросовестно работающими, не допускающими нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, и не имеющими дисциплинарных взысканий в течение года, предшествовавшего дате окончания контракта, на срок пять лет.
25.15. Установить, что с молодыми специалистами, а также выпускниками, получившими образование за счет собственных средств, контракты при приеме на работу могут быть заключены с их письменного согласия в пределах максимального срока действия на срок не менее срока обязательной работы по распределению и при направлении на работу.
При заключении контрактов обязательно соблюдение условий, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 части первой статьи 261<sup>2</sup> Трудового кодекса.
25.16. Продлевать контракты с работниками, добросовестно работающими, не допускающими нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, и не имеющими дисциплинарных взысканий в течение года, предшествовавшего дате окончания контракта, на срок до истечения максимального срока действия контракта, с их согласия.
25.17. Сторонам, заключившим контракт, не позднее, чем за один месяц до истечения срока его действия письменно предупреждать другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения.
25.18. Наниматель по просьбе работника, не имеющего нарушений трудовой дисциплины, извещает его в письменном виде о причине (причинах) непродления (незаключения нового) контракта с ним.
25.19. Наниматель при приеме на работу обязан заключить трудовой договор (контракт) с работником и ознакомить его под роспись с коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными правовыми актами, действующими в Учреждении образования.
При приеме на работу работника наниматель обязан запросить в установленном порядке характеристику с предыдущего места его работы и сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности и должности педагогических работников. Характеристика подписывается руководителем Учреждения образования и председателем Профкома.
25.20. Наниматель заключает по истечении срока действия контракта с работниками, проработавшими не менее пяти лет на условиях контрактной формы найма, добросовестно работающими, не допускающими нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, и не имеющими дисциплинарных взысканий в течение года, предшествовавшего дате окончания контракта, с их письменного согласия трудовой договор на неопределенный срок.
25.21. Наниматель заключает с работниками Учреждения образования при их согласии трудовые договоры на неопределенный срок при отсутствии возможности выполнения абзацев второго и третьего пункта 3 части первой статьи 261<sup>2</sup> Трудового кодекса.
25.22. Наниматель по просьбе работника в срок, согласованный ими, но не позднее десяти дней со дня подачи работником заявления досрочно расторгает контракт, трудовой договор по пункту 1 части второй ст.35 Трудового кодексапри наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы:
25.22.1. состояние здоровья;
25.22.2. поступившим на военную службу по контракту;
25.22.3. назначение пенсии по возрасту, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии за особые заслуги перед республикой, социальные пенсии;
25.22.4. избрание на выборную должность;
25.22.5. переезд в другую местность;
25.22.6. уход за больными (инвалидами) родственниками;
25.22.7. уход за детьми в возрасте до 14 лет;
25.22.8. изменение семейного положения;
25.22.9. трудоустройство у другого нанимателя на полную ставку, если работник работает на неполную ставку;
25.22.10. если работник нашел работу с более высоким уровнем оплаты труда, или с более благоприятными условиями труда;
25.22.11. пенсионный возраст;
25.22.12. перевод одного из супругов (военнослужащего, лица начальствующего состава Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям), проходящего военную службу (службу) в государственных органах, к новому месту военной службы (службы);
25.22.13. зачисление в учреждение образования по дневной форме получения образования (за исключением работников, имеющих статус молодого специалиста);
25.22.14. если работник работает на замене временно отсутствующего работника, а нашел постоянное место работы;
25.22.15. если работник нашел работу в отрасли по месту жительства.
25.23. Наниматель устанавливает работникам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, режим гибкого рабочего времени, неполный рабочий день и другое по их инициативе, в соответствии с действующим законодательством.
25.24. Не допускать привлечение работников Учреждений образования к выполнению работы, не обусловленной трудовым договором (контрактом), должностными (рабочими) инструкциями.
25.25. При наличии объективных причин и невозможности сократить продолжительность работы на 1 час в день, предшествующий государственному празднику или праздничному дню, переработка компенсируется по соглашению сторон предоставлением дополнительного дня отдыха, оплачиваемого в одинарном размере, по мере накопления этих часов или повышенной их оплатой в размере, установленном для оплаты сверхурочной работы (часть первая статьи 69 Трудового кодекса).
25.26. Педагогическим работникам, имеющим 20 и более лет стажа работы по специальности, дающего право на получение профессионального пенсионного страхования на момент вступления в силу Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» от 05.01.2008 года № 322-З, наниматель обязан предоставить нагрузку в объеме, дающем право на получение профессионального пенсионного страхования.
Исключением являются Учреждения образования с численностью до 350 человек.
РАЗДЕЛ V. «ОХРАНА ТРУДА»
26. Наниматель обязуется:
26.1.Ежегодно подводить итоги работы по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма и информировать Профком.
26.2. Обеспечить право и гарантии работающих на охрану труда, выполнение требований законодательства Республики Беларусь об охране труда, создание на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям безопасности.
26.3. Обеспечивать выполнение в установленные сроки Плана мероприятий по охране труда. Осуществлять за счет сметы расходов на мероприятия по охране труда обучение и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда (Приложение № 17)
26.4.Выделять финансовые средства, оборудование и материалы для осуществления предусмотренных настоящим Договором, Планом мероприятий по охране труда, профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшения условий труда, санитарно-бытового обеспечения.
26.5.Оборудовать уголки по охране труда с целью информационного обеспечения охраны труда.
26.6.Возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное должностное лицо.
26.7.Обеспечить выполнение в срок до 1 октября запланированных мероприятий по подготовке организации к работе в осенне-зимний период.
27. Профком обязуется:
27.1.Отстаивать права работников на здоровые и безопасные условия труда, материальные интересы лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, членов их семей.
27.2.Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда.
27.3.Проводить в установленные сроки выборы общественных инспекторов по охране труда, утверждать составы общественных комиссий по охране труда, проводить обучение профсоюзного актива по вопросам охраны труда.
27.4.Координировать деятельность общественного инспектора по охране труда.
27.5.Принимать участие в республиканском смотре-конкурсе на лучшую организацию профсоюзом общественного контроля по охране труда и по экономии энергоресурсов, сырья и материалов.
27.6.Рассматривать вопрос о состоянии охраны труда, производственного травматизма и заболеваемости на заседании Профкома с участием представителей нанимателя один раз в квартал.
27.7.В ходе расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отстаивать права и законные интересы застрахованных членов профсоюза, в том числе в суде в соответствии с пунктом 299 Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 №530 «О страховой деятельности».
27.8. Осуществлять постоянный контроль за своевременной выплатой возмещения вреда работникам, получившим увечье на производстве, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
27.9. Предъявлять требования о приостановке работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
27.10. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев.
27.11. Обеспечить выполнение Плана мероприятий Профсоюза по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 12 октября 2015 г. № 420.
28.Стороны пришли к соглашению:
28.1. Осуществлять контроль за соблюдением работниками требований по охране труда с участием общественных инспекторов по охране труда.
28.2. В целях профилактики производственного травматизма во взаимодействии с социальными партнерами продолжить работу по организации и проведению мероприятий «Недели нулевого травматизма».
28.3. Постоянно осуществлять контроль за:
предоставлением компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (Приложение № 10 и Приложение № 11);
-выдачей работникам смывающих и обезвреживающих средств (Приложение № 12);
- выдачей работникам средств индивидуальной защиты, Приложение № 13;
-обеспечением кабинетов, лабораторий, учебных мастерских и других производственных помещений медицинскими аптечками (Приложение № 14).
28.4. Обеспечивать прохождение работниками обязательных предварительных при приеме на работы и периодических медицинских осмотров с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения периодических медицинских осмотров (Приложение № 15).
28.5.Добиваться выделения денежных средств на мероприятия, направленные на создание здоровых и безопасных условий и охраны труда(Приложение № 16).
28.6. При несчастном случае с тяжелым либо смертельным исходом, групповом несчастном случае, требующих специального расследования, незамедлительно извещать районный комитет Профсоюза с целью обеспечения участия в расследовании данной категории несчастных случаев технического инспектора труда Профсоюза.
28.7. Семье погибшего на производстве работника, помимо установленного законодательством возмещения ущерба, установленного законодательством, оказывать из средств нанимателя единовременную материальную помощь в размере не менее 10 годовых заработков погибшего по вине нанимателя, исчисленных по заработку за год от месяца, предшествующего несчастному случаю;
работнику, утратившему профессиональную трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания по вине нанимателя — единовременную материальную помощь в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности при наличии средств.
Выплачиваемая материальная помощь снижается пропорционально степени вины потерпевшего, определенной в документах расследования несчастного случая на производствеилипрофессионального заболевания;
по согласию сторон Договора - в других случаях, связанных с гибелью, утратой трудоспособности или профессиональным заболеванием работника.
28.8. Лицам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, при прекращении трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 5 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь, наниматель выплачивает выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка.
28.9. Предоставлять каждому работнику при приеме на работу полную и достоверную информацию о состоянии условий и охраны труда на его рабочем месте, о существующих рисках повреждения здоровья, полагающихся ему средствах индивидуальной и коллективной защиты, а также о льготах и компенсациях, установленных законодательством.
28.10. Оказывать содействие в обучении общественных инспекторов по охране труда.
28.11. Проводить разъяснительную работу в коллективе по экономии всех видов энергоресурсов.
28.12. Оказывать содействие и сотрудничать с Нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное уполномоченное должностное лицо Нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.
28.13. Применять меры поощрения и материального стимулирования работников за соблюдение требований по охране трудачерез премирование.
28.14. Предоставлять общественным инспекторам по охране труда не менее одного часа в неделю по согласованию с Профкомом для осуществления ими работы по организации общественного контроля за состоянием условий и охраны труда работников, а также освобождать от работы на время обучения с сохранением на этот период за ними рабочего места и средней заработной платы.
28.15. Поощрять работников, избранных общественными инспекторами по охране труда, за активную работу по итогам квартала не менее 1 базовой величины.
28.16.Обеспечить функционирование системы управления охраной труда (далее СУОТ) организации и своевременно совершенствовать СУОТ на основе мониторинга факторов, влияющих на охрану труда.
28.17.Предоставлять наряду с перерывом для отдыха и питания дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для обогревания, отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах), при выполнении работ на открытом воздухе или закрытых необогреваемых помещениях в холодный период года.
РАЗДЕЛ VI. «СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ, ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ, ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ»
29. Нанимательобязуется содействовать организации отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения работников Учреждений образования.
30. Профкомобязуется:
30.1. Ежегодно анализировать состояние обеспеченности жильем работников Учреждения образования.
30.2. Способствовать организации оздоровления и санаторно-курортного лечения работников учреждения образования, в том числе на базе организаций УП «Белпрофсоюзкурорт» и ТЭУП «Беларустурист», добиваться предоставления ими скидок для членов Профсоюза и их детей.
30.3. Оказывать помощь работникам в создании организаций застройщиков с целью улучшения их жилищных условий.
30.4. Организовать оказание помощи в решении бытовых проблем пенсионерам, состоящим на учете в профсоюзной организации.
30.5. Проводить культурно-массовые и оздоровительные мероприятия (вечера отдыха, экскурсии, посещение театров, музеев, выставок, чествование юбиляров и т.д.).
30.6. Вовлекать молодежь в профсоюзную деятельность, выдвигать ее представителей в состав профсоюзных органов, повышать эффективность мотивации профсоюзного членства среди молодых специалистов.
31. Стороны пришли к соглашению:
31.1. Представители Профкома включаются в составы создаваемых в Учреждении образования комиссий, советов, деятельность которых затрагивает права и законные интересы работников.
Представители Профсоюза для включения в составы комиссий делегируют своих представителей через постановления.
31.2. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределение жилых помещений производить совместным решением нанимателя и Профкома в соответствии с законодательством.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы ведут работники, назначенные нанимателем по согласованию с Профкомом. Списки лиц, которым предоставляется жилье, доводятся до сведения коллектива работников.
31.3.Совместно ежегодно анализировать обеспеченность работников жильем и принимать возможные меры по улучшению их жилищных условий.
31.4.Продолжать работу по совершенствованию форм оздоровления работников.
31.4.Содействовать расширению практики добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии и медицинских расходов за счет внебюджетных средств, в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетных организации.
31.5.Содействовать организации работы отраслевого физкультурно-спортивного клуба «Буревестник», в том числе в части проведения республиканских отраслевых спартакиад и туристских слетов, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также обеспечения участия сборных команд работников организаций системы образования в республиканских межотраслевых спартакиадах и туристских слетах, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.
31.6. Наниматель принимает все возможные меры по созданию бытовых условий, условий для питания и занятий физической культурой, при наличии возможности проводит мероприятия по удешевлению стоимости питания, организации отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, в том числе в части предоставления в установленном порядке возможности участия работников в отраслевых, межотраслевых спартакиадах, туристских слетах, иных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых меропритиях, их санаторно-курортного лечения.
31.7. Закреплять ветеранов отрасли за Учреждением образования, в том числе и тех ветеранов, которые проживают в учреждениях социального обслуживания через установление над ними шефской помощи путём развития волонтёрского движения.
Приглашать ветеранов труда отрасли к участию в воспитательных, праздничных мероприятиях, проводимых в Учреждении образования.
31.8. Содействовать организации работы районного молодежного Совета, Совета ветеранов труда Речицкого района на республиканском и региональном уровнях, проведению ими мероприятий.
31.9. Вести учет ветеранов труда.
31.10. Оказывать социальную и иную поддержку ранее работавшим в Учреждении образования ветеранам отрасли.
31.11. Наниматель перечисляет денежные средства Профкому для проведения культурно-массовых, спортивных мероприятий, новогодних елок, удешевления стоимости детских новогодних подарков, пропаганды здорового образа жизни, туристско-экскурсионных мероприятий, оздоровления и санаторно-курортного лечения в профсоюзных санаториях возрождения национальной культуры, иных социально значимых целей в размере не менее 0,15 процента от суммы средств на оплату труда из внебюджетных средств при их наличии.